Сектор редкой книги и краеведения Центральной городской библиотеки Рыбинска продолжает традицию сохранения в своих фондах краеведческих исследований учащихся. Наш архив располагает сотнями работами, выполненными и в 1990-е годы, и за два десятилетия 21-го века. В настоящее время мы имеем возможность знакомить наших читателей и с электронными версиями исследовательских работ.. Сейчас перед Вами одна из них, выполненная ученицей 10 класса Рыбинской православной гимназии имени прп. Серафима Вырицкого Викторией Травкиной под руководством учителя истории Ирины Николаевны Киселевой. Выступление Виктории стало лучшим на ХXVIII областном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»
У каждого человека есть особенно близкие сердцу места – город или деревня, где он родился, рос, учился, где сделал первые шаги к познанию окружающего мира. С возникновения у человека любви к своему городу, селу, к людям, в них живущих, к родной природе и начинается формирование благородного и высокого чувства любви к своей малой и большой Родине. Для меня моя Родина – Рыбинск, рыбинская земля.
Рыбинская земля известна в истории с давних времен. Она стала родиной великих граждан, в том числе выдающихся деятелей истории, литературы и искусства.
Личные дневники, мемуары, письма отражают исторические, философские, нравственные и художественные воззрения того времени, образ мыслей конкретных людей, первые непосредственные отклики на исторические события, первая проба их осмысления. При всем интонационном, стилевом, жанровом разнообразии общим в них выступает единая тема величия России, ее мужества и чести.
На уроках истории, которые были посвящены 100-летию Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за этим гражданской войне, учитель привела отрывки из дневника Ивана Александровича Лютера, уроженца о. Юршино Рыбинского района, описывающие события 1920-х гг., происходивших в Рыбинске. Тогда у меня и возник интерес к этому человеку и его дневникам. Результатом проделанной работы и стало это исследование.
Эта работа посвящена Александру Лютеру и его литературному наследию. В исследовании были использованы опубликованные труды рыбинского историка и краеведа Михайловой Г.Б. , и историка, поэта и краеведа Марасиновой Л.М. Эти работы помогли собрать материал о потомках Александра Лютера и об истории усадьбы новое Юршино.
В работе выполнен анализ литературного наследия Александра Ивановича, его дневников, которые частично опубликованы в журнале "Памятники Отечества" № 25 за 1992 г., а также данные Фонда рукописей ФГБУ Российской Государственной библиотеки г. Москвы и материалы предоставленные ГУК ЯО "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" и исследовательские работы и данные сети Internet как о самом А.И. Лютере, так и о представителях его рода.
Лютеры – дворянский род, который записан в во второй части родословных книг Ярославской губернии. Младшая боковая ветвь имеет родоначальником великого немецкого философа и религиозного реформатора Мартина Лютера. Впервые Лютеры появились в России во второй половине ХVIII века.
Самый первый из Лютеров, который переселился в Россию и о котором сохранилась информация - это Иоганн Густав Лютер. Он служил пастором в Петербурге, затем в лютеранском соборе в Сибири в 1768–1783 гг. Известно, что своим предком Иоганн Густав считал Мартина Лютера (Luther; 1483-1546) – видного деятеля Реформации в Германии, основателя лютеранства. Один из сыновей пастора, Иоганн Карл, числился уже оренбургским и казанским дворянином и назывался Иваном Ивановичем (первым), то есть, видимо, принял православие. Он имел двенадцать детей, среди которых был и сын Иван, родившийся 23 июля 1803 года. В 1817 г. он начал военную службу в резервном батальоне Тарутинского пехотного полка. За время службы он заслужил ордена св. Анны 4,3 и 2 ст., орден св. Владимира 4 ст., в 1847 г. был произведен в полковники, с 1850 г. командовал Якутским пехотным полком, а 29 декабря 1851 г. был уволен от службы «за болезнию» с мундиром и пенсионом полного оклада в размере 72 руб.
В XIX веке Лютеры стали землевладельцами Рыбинского уезда. 16 августа 1848 г. И.И.Лютер обвенчался с дочерью генерал-майора Надеждой Александровной Юлиус. «За женою в Ярославской губернии состоит 203 души родовых крестьян, у него же самого никакого имения нет», - так значилось в послужном списке Ивана Ивановича. Желая участвовать в общественной жизни уезда и губернии, Иван Иванович подает прошение о занесении его в дворянские книги Ярославской губернии. Для этого надо было стать землевладельцем губернии. 26 ноября 1856 г. он купил у своей жены необходимое количество земли и крестьян. 18 декабря 1856 г. И .И. Лютер был записан во 2-ю часть дворянских родословных книг Ярославской губернии. Итак, усадьбу в Юршино Иван Иванович приобрел у своей жены Надежды Александровны, которой оно досталось от матери Варвары Павловны Юлиус. В свою очередь, Варвара Павловна приобрела это имение в 1843 г., будучи уже генеральской вдовой. До настоящего времени усадьба не сохранилась, в 1930-е гг. она сгорела.
Умер Иван Иванович (второй) 16 февраля 1894 г., в возрасте 90 лет и был похоронен на кладбище Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда.
Сын Ивана Ивановича Лютера – Иван Иванович Лютер третий (отец Александра Ивановича Лютера) родился 5 февраля 1860 г. в Ярославской губернии, Рыбинского уезда, в усадьбе Новое Юршино. Как и его отец, он выбрал военную карьеру. Учился в том же Николаевском кавалерийском училище в Санкт-Петербурге с 1879 г. по 1881 г. Впоследствии получил звание - гвардейский штабс-ротмистр. Служил Иван Иванович в лейб-гвардии конно-гренадерском полку. Он составил памятку для нижних чинов по истории этого полка в 1893 г.. Иван Иванович (как впоследствии и его сын) хорошо рисовал, вел дневник «Записки ротмистра. Воспоминания о былом", который, к сожалению, на настоящий момент не оцифрован и не расшифрован. В этом дневнике много рисунков самого Ивана Ивановича и много фотографий, как самого его и его родных, так и его друзей и усадьбы Новое Юршино.
Женился Иван Иванович в 1889 году на Софье Александровне Хомутовой (1867-1960 гг.), дочери рыбинского помещика Александра Сергеевича Хомутова. Хомутовы старинный и очень влиятельный дворянский род. Известный русский поэт М.В. Лермонтов, посвящал стихи Анне Григорьевне Хомутовой, бабушке А.И. Лютера. Роду Хомутовых принадлежала деревня Иваново (ныне это район Скомороховой горы и частично территория завода НПО «Сатурн»). Иван Иванович был председателем Рыбинской земской управы с 1895 г. по 1917 г. В 1905 г. стал почетным мировым судьей по Рыбинскому уезду. С 1901 г был действительный член ЯГУАК. Кавалер ордена Святого Станислава 3-й и 2-й степени. Кроме общественной работы штабс-ротмистр в отставке И. И. Лютер продолжает заниматься историческими исследованиями. В 1895 г. в Ярославле вышла написанная им брошюра «Исторический очерк Лытаревской церкви», составленная по материалам архива, хранящегося в селе Лытареве Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Лытарево являлось родовой усадьбой А. С. Хомутова, тестя Ивана Ивановича.
Известно, что И. Лютер занимался живописью и рисунком. В собрании Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника сохранились его карандашные рисунки: портреты родственников и сослуживцев. В своей усадьбе он собрал библиотеку, состоявшую главным образом из книг по генеалогии, часть ее сейчас хранится в Областной научной библиотеке им. Н.А.Некрасова в городе Ярославле. После 1920 года Лютер покинул родные места. Умер в возрасте 70 лет в 1930 г в Нижегородской области в городе Городец.
Александр Иванович Лютер родился 21 июня 1893 г в Ярославской губернии, Рыбинского уезда в родовой усадьбе Новое Юршино. У Александра Ивановича было два брата (Иван, Михаил) и сестра (Вера). На сайте рода Мелентьевых есть упоминание о его рождении: «Александр Лютер родился в Рыбинском уезде, неподалеку от родового гнезда Мелентьевых (интеллигентные семьи были тогда очень родственными, и даже очень дальние семейные связи сохранялись и всячески поддерживались, тех, кто был победнее или оказывался в «затруднении» всегда, что называется, имели в «поле зрения» и старались помочь)».
Александр Лютер и его братья прервали военную семейную традицию и стали гражданскими инженерами. В 1913 году Александр Иванович, по примеру старшего брата, стал студентом Петербургского Политехнического института. Их планам помешала война и революция. В первый же год войны, когда младший командный состав русской армии был почти полностью выбит немцами, студентов стали посылать на фронт. Их направляли на передовую. Александр Лютер не окончил Политехнического института, пройдя ускоренный боевой курс, стал поручиком Кавказского горного артиллерийского полка. Старший его брат Иван был направлен в состав лейб-гвардии Конно-гренадерского полка.
Младший – Михаил пошел в армию прямо со школьной скамьи.
После событий 1917 года братья оказались разбросанными по свету: Иван на Кавказе,
Михаил – в плену в Германии, а Александр, закончивший войну на Румынском фронте, вернулся в Рыбинск, где и узнал, что их имение «реквизировано».
После «реквизирования» усадьбы Александр Лютер еще некоторое время жил в Рыбинске. Он изучал семейные архивы, систематизировал семейную библиотеку и картинную галерею. Не смотря на грабежи и расстрелы, проходившие в Рыбинске, он мечтал написать книгу об истории семьи, о реформации, о Лютере, о вкладе его собственной семьи в развитие России и ее культуры. Мечтает он и о серьезных занятиях живописью (ряд его работ сохранился и сейчас находится в Рыбинском музее-заповеднике). Так, в своем дневнике он пишет: «Осталась у меня Волга, осталась любовь к искусству и жажда творить. Во чтобы то ни стало – надо идти в художественную школу».
Но свершиться этим мечтам было не суждено. В его дневнике есть запись: «Не могу я, поруганный офицер, смотреть из окна на гибель Родины». Так, он оказался на юге России, в составе белой армии. Летом 1918 года в бою с красными под Армавиром Александр Иванович Лютер был убит.
Родители Александра Лютера пережили всех своих четверых детей, погибших в сумятице тяжких лет. Их родовое имение неподалеку от Рыбинска было затоплено при сооружении Рыбинского водохранилища. Дневник достался Сергею Александровичу Хомутову от бабушки М. А. Хомутовой. Сергей Александрович с двоюродным братом (С. П. Мартыновым) расшифровали текст дневниковых записей, и он стал доступен для публикации.
Александр Иванович Лютер прожил двадцать пять лет. Публикация его дневника стала данью памяти этому достойному гражданину России, одному из тех, кто пал на полях сражений губительной братоубийственной брани.
После окончания первой мировой войны А. Лютер прибыл в родной Рыбинск, отбывать трудовую повинность. В его воспоминаниях содержится богатая информация о событиях тех лет. По словам А.Лютера, Рыбинск не остался в стороне от происходившего, и здесь уже началась тихая и страшная провинциальная революция, своя гражданская война. В частности он пишет: «...деньги «аннулированы», усадьба отобрана, и на днях будет «дележка вещей!» …» далее он описывает, как у него отняли документы и выдали ему, «получившему боевые ранения офицеру», документ о полном освобождении его от военной службы. «Шел я домой с этой бумажкой и думал, – продолжает, с горечью, записи Лютер, - такого ли конца службы ожидал я. Нет, я думал, что мы будем входить с музыкой в триумфальные арки. Думал, что нас встретят громовым ура, забросают цветами, и во всех церквях будут звонить колокола. Мне будут восторженно улыбаться знакомые и незнакомые, и светлее всех будет улыбка любимой женщины. Ликует Россия и гремит навстречу литаврами! И, вот, что есть. Я иду, стыдясь своей офицерской формы. Иду без погон, без орденов, с бумажкой в кармане. А вокруг меня снуют газетчики с листовками, полными провокаций и лжи. Наглый взгляд встречного полупьяного солдата кричит: - Смотрите! Вот офицер. Вот он, враг родины. Бей их, офицеров! Бей их – контрреволюционеров! Бей их – «буржуев» и интеллигентов! Бей, бей, бей! Я же и помещик, и офицер, и интеллигент, и все, что угодно. Вот мой триумф, вот мои лавры от родины, за которую я сражался. Я – враг Родины? Дождался!»
Лютер описывает и то, как крестьяне рубили топорами иконы в церквях, как по ночам проходили обыски, как вели пленных голодных немцев вдоль рыбинских улиц, и неизвестно было, дойдут ли они до своей родины, как у хлебной биржи матросы расстреливали ненадежных «товарищей». А вот как он описывает изъятие имения Михалковых. «Петровское — знаменитое имение Михалкова (теперь Морозовой) — реквизировано в свою пользу эвакуированной сюда Морской школой. Теперь они захватили дом и устраивают балы. Библиотеку расхищают, из ветхих томов скручивают «цигарки» и папироски... Паркет заплеван...!» Его мемуары показывают и отношение различных слоев общества к продолжающейся войне. Так он пишет: «Немцы быстро наступают. На улицах среди демократического населения замечается беспокойство. Среди буржуазного — наоборот…… И как подумал я о правде, о том, что немцы вливаются в Россию неудержимой и не удерживаемой волной, как подумал о том, что с радостью встречает их измученная, придавленная, забитая интеллигенция — так жаль России, что я готов плакать. В местном совете говорилось: «буржуи» радуются наступлению немцев, но это преждевременно — перед входом немцев в Рыбинск все «буржуи» будут перерезаны. Вокруг города будут поставлены заставы».
Интересно и отношение Лютера к новой власти к В.И. Ленину. С одной стороны – это его враги, которые отняли у него все, что ему дорого. С другой – он старается разобраться в сути этой власти, старается понять логику действий советской власти. Александр Лютер пишет, что при определенных условиях он мог бы стать её сторонником: «Диктатура пролетариата достигает своей вершины. Никогда не думал, что в человеке таится такой зверь… Всякое возражение кончается расстрелом у биржи ….. Думаешь о грубости и варварстве. Не будь его — ей - Богу, я был бы большевиком, только поменьше социализма. Так все это хорошо началось и так все плохо кончилось. Будь все сделано по-людски, я бы отдал им и землю, и дворянство, и образование, и чины, и ордена. Так нет же: «бей его, помещика, дворянина, бей интеллигента, буржуя, дави из него последние соки...» — и, конечно, я оскорблен, унижен, истерзан, измучен. Не виню я народ, а виню предателей…. Когда же я, наконец, узнаю, кто этот Ленин? Идеалист редкой честности или мерзавец? Кто вся эта компания?.. Что ж — теперь народ попал в рабство. Это не монгольское иго, это иго иное, и не найдется сейчас Димитрия Донского, который сбросил бы его». Мы видим, что Лютера не просто беспокоит судьба России, но он сам хочет внести в спасение Родины свою лепту. Так, он пишет: «Не могу я, …. сидеть, как эфиоп, и с эфиопами гадать из окна — скоро скончается Россия, или еще подыщет немного, пока враги и союзники грабят ее карманы». Это его ответ большевикам и объяснение, почему он стал сторонником белого движения.
В последние страницы дневника вложен листок бумаги, к которому приколота офицерская кокарда. Вокруг нее нарисован венок с черной ленточкой. Подпись:«Моя боевая кокарда, видевшая все мои подвиги за Родину и сорванная последней в мае 1918 года.
Вечная па-а-амять!..»
В советской истории многие задавались вопросом: что заставило русское дворянство,
русскую интеллигенцию поднять оружие против своего народа? Дневники Лютера, ушедшего, в конце концов, в белую армию, отчасти отвечают на этот вопрос.
Нет истории отдельных государств, все события и люди пересекаются так или иначе. Потомки основоположника реформации в Германии Мартина Лютера оказались в России. Они стали истинно русскими людьми, достойными её гражданами, и сыграли свою роль в грозных и роковых событиях ХХ века.
Дневники Ивана Александровича Лютера словно пришли к нам из 1918 года для того, чтобы говорить с нами словами современника событий тех лет, и потому до сих пор болью отзываются в сердцах. Мемуары были написаны не для истории и тем более не для литературы, и конечно же не на заказ, выражая интересы той или иной политической силы. Это личные записи – личные переживания за свою судьбу, судьбу своего народа, судьбу своей Родины. Страницы дневника, как старые фотографии из семейного альбома, погружают нас в далекое прошлое, позволяют нам прикоснуться к истории, почувствовать ее. В силу этого информация из дневника А. Лютера, представляет собой еще большую историческую и культурную ценность и заслуживают пристального внимания и дальнейшего изучения.
Более подробно ознакомиться с работой Виктории Травкиной, а также с источниками публикаций о Лютерах наши читатели могут в секторе редкой книги и краеведения Центральной городской библиотеки Рыбинска. Тел. (4855)23-19-55.
Kommentare