top of page

К 100-ЛЕТИЮ БОЛЬНИЦЫ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА

Больница им. Н.И. Пирогова была основана в конце мая 1921 года на базе 22-го сводного эвакогоспиталя, разместившегося в здании новой купеческой биржи. Первым главным врачом, по воспоминаниям старожилов, был назначен Иннокентий Сухих. В числе организаторов больницы называют также врачей Р.Р. Сыромятникова, П.В. Преображенского, Н.Н. Сухих, А.А. Видмера.

В момент основания больницы в ней шесть отделений: хирургическое, терапевтическое, гинекологическое, ушное, глазное, отделение для нервных больных с общим количеством коек 150.



В штате больницы состояло пять врачей, пятнадцать сестер милосердия, несколько младших медицинских работников.

Больница создавалась для обслуживания, прежде всего хирургических больных. В 1922 году здесь было сделано 1324 операции, в 1923 – 1434. Из них: глазных – 169, ушных – 262, хирургических – 787. Ушные и глазные операции составляли 30% всех операций.

В первые годы существования больницы больные лежали в палатах на деревянных топчанах и соломенных тюфяках. Постепенно их заменили удобными кроватями с сеткой и матрацами. Медицинское оборудование находилось в ветхом состоянии и не отвечало требованиям времени. До 1938 года в распоряжении хирургов был всего один хирургический стол.

Постепенно больницу оснащали необходимым оборудованием, специальной аппаратурой, высокопрофессиональными кадрами, чему немало способствовало решение Реввоенсовета республики Наркомздрава провести сокращение численности состава военнослужащих медицинских работников в мае 1921 года и последующие годы. Был приобретен электрический автоклав, стерилизаторы, коптивший примус наконец-то исчез из операционной.

Больница нарабатывала авторитет, становилась специализированным учреждением, куда могли обратиться и жители города, и жители губернии из Мышкинского, Некоузского, Брейтовского, Пошехонского, Арефинского, Угличского, Большесельского районов.

Постепенное улучшение технического обеспечения и оснащения больницы специальной аппаратурой создало условия для преобразования небольшой больницы в высокоавторитетное специализированное учреждение, в котором получали неотложную помощь жители города и села.

Со временем в больницу пришли новые высококвалифицированные врачи – братья Сухих, Бронниковы, Аркадий Алексеевич Бочаров, доктора Синакевич, Матвиевский и др. Доктор Анатолий Константинович Шипов проводил сложные операции. Впоследствии он стал заведующим кафедрой госпитальной хирургии, доктором медицинских наук, профессором медицины.

С первых же дней своего существования в больнице был оборудован рентгеновский кабинет. Его организатором и первым руководителем-рентгенологом стал врач Сергей Сергеевич Дмитриевский.

Квалификация хирургов, технические возможности позволяли делать операции не только на органах брюшной полости, на конечностях, щитовидной железе, но и на органах грудной клетки – легких, сердце, пищеводе и на центральной нервной системе.

В хирургическом отделении расширяется спектр проводимых операций: от гастроэнтероанастамозов до широкого применения резекции желудка при язвенной болезни и раке. Подобные операции с успехом проводили доктора: А. Н. Бронников, П.И. Матвеевский, Н.П. Романов.



Известным хирургом стал в это время П.Ф. Майоров, позднее более 25 лет отработавший в этой области и ставший заслуженным врачом РСФСР. Доктор больницы А.А. Бочаров впервые в городе провел операцию удаления желудка по поводу язвы. Уникальные операции проводил доктор А.К. Шипов, позднее в течение более чем 30 лет трудившийся в Пироговской больнице. Будущий заслуженный врач РСФСР А.А. Синакевич стал известным в городе специалистом по проведению гинекологических операций. В 1934 году в больнице были оборудованы первые клиническая лаборатория и физиотерапевтический кабинет. Благодаря усилиям главного врача Н.А. Карашева было реконструировано помещение больницы. Количество коек достигло 303. Открыт филиал (отделение) переливания крови (до 1932 года в Рыбинске подобная процедура не проводилась).

Александр Николаевич Бронников родился в 1877 г. в г. Петербурге в семье медиков. Окончил Рыбинскую мужскую гимназию с золотой медалью, в 1902 г. – Московский университет (медицинский факультет) с отличием. Трудовую деятельность начал участковым врачом Грязовецкого земства. В 1904 г. с началом русско-японской войны мобилизован в армию. Служил младшим врачом одного из пехотных полков, затем врачом крепостной артиллерии.

Демобилизовался в 1906 году. Вернулся на свой участок в Вологодской губернии, где в деревне построил новую больницу с водопроводом, операционной. Стал инициатором оказания хирургической помощи населению: хирургические, глазные и гинекологические операции. В 1911 г. перешел работать земским врачом в городскую больницу.

В 1914 году с началом 1-й Мировой войны мобилизован в Армию врачом 2-го Балтийского флотского экипажа. Вскоре назначен хирургом Ленинградского морского госпиталя, где проработал до 1922 года заведующим хирургически отделением и помощником главного врача. Некоторое время работал помощником главного врача Кронштадтского морского госпиталя. С 1922 по 1924 г. работал заводским врачом на заводе «Электрик» в г. Петрограде. С 1914 по 1922 г. по совместительству работал хирургом в больнице Крестовоздвиженской общины Красного Креста под руководством профессора И.Э. Гагенторна.

В 1924 г. по конкурсу поступил ординатором в хирургическое отделение больницы им. Н.И. Пирогова в Рыбинске. С 1925 г. работал в той же больнице заведующим 1-м хирургическим отделением.

По совместительству 15 лет работал экспертом-хирургом во врачебно-трудовой экспертной комиссии. В 1940-41 гг. – ведущий хирург одного из рыбинских эвакуационных госпиталей. Позднее был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Медицинские работники Рыбинска летом 1941 года оказались на переднем крае жизни – для одних речь шла об отправке на фронт, для других - о работе во фронтовых и эвакуационных госпиталях. Но и тем, кто оставался на прежнем месте работы, было невероятно трудно.

Были призваны на фронт не только мужчины – врачи, но и многие медсестры. На плечи женщин легли заботы не только о болевших горожанах, о раненых в бомбёжках, но и об истощенных ленинградских детях, которых доставили в Рыбинск зимой 1943 года. На 88-ми штатных койках размещают до 116-ти больных. Обязанности заведующей терапевтическим отделением Пироговской больницы в то время исполняла София Ивановна Лобанова, на месте мужчин-врачей работают Фаина Михайловна Мельникова, Н.И. Александрова.

Трудности не обходят стороной главную городскую больницу. В связи с уходом в армию рентгенолога и врача лаборанта, поначалу прекратил работать рентген-кабинет, ухудшилась работа лаборатории. Оставшиеся врачи вынуждены были осваивать профессию рентгенолога. Терапевты вместе хирургами участвуют в дежурствах, во время которых производят первичную обработку ран. Проводят практические занятия со студентами медицинских ВУЗов, курсантами РОКК, в фельдшерской школе. Организованы занятия с врачами поликлиник, целью которых стало повышение квалификации врачей разных специальностей.

Приведем фрагменты воспоминаний рыбинских старожилов, видевших работу больницы в то время своими глазами. Первый – Алексей Алексеевич Золотарев, попавший в больницу в момент сильного истощения весной 1942 года. «…Чистота, в которой здесь живу сейчас, меня так радует: ведь я года 2 был лишён всего этого… Впервые был в ванной. Ал. Ник. и перевязка – спасибо ему! – какими-то особыми щипцами привел в правосл[авный] вид ноготь (ноготь грифа) правого большого пальца ноги и стало легче – может быть даже чисто психологически! – ходить <…> Немец вспомнил о нас и дважды – в ночь на 25-е и в ночь на 26-е мая - бомбил Рыбинск. Особенно тяжелы были последствия второй бомбёжки, когда «бомбы сыпались как дождь». В результате к нам в Пироговку привезено около 20 человек (из них трое умерли). Приехавшие сюда рассказывают, будто Катерозавод весь сожжён, что под развалинами и при пожаре (было видно у нас из окна) погибло немало людей. До чего же мне жаль, жаль этих здоровых и сильных людей…»

Момент появления в городской больнице эвакуированных жителей блокадного Ленинграда описывает в своих мемуарах «Бабушка» учитель Анна Борисовна Матвеева. «В город начали поступать блокадники из Ленинграда; в феврале 1943 года была открыта «дорога жизни», и хотя блокада еще продолжалась, на помощь ленинградцам шла вся страна.

Однажды я куда-то собиралась, навстречу мне шла соседка с первого этажа тётя Маня. Сразу было видно, что она очень взволнована.

— Ой, Нюрка, что я сейчас видела, — и она рассказала, что в Пироговскую больницу привезли ленинградцев, что она торопится домой, нужно приготовить для них что-нибудь поесть.

— Давай-ка и ты свари им что-нибудь поесть, кашки какой-нибудь, да чайку попить, и пойдём, покормим их.

Я вернулась домой, сварила манную кашку, конечно на воде, капнула туда масла, налила бутылку чая, схватила ложку, тряпочку, кастрюльку и вместе с тётей Маней пошла в больницу. В вестибюле стояли носилки с ленинградцами. Их лица напоминали мумии, настолько они были худы и безжизненны. Живыми были только их глаза. Поразили нас их вздутые животы, которые вопиюще не соответствовали изможденным телам. На наше появление с кастрюльками и бутылками они отреагировали такими молящими взглядами, что мы тут же принялись их кормить.

— Ещё, ещё, пожалуйста, — шептали их губы. Мы были готовы дать им всё, что было у нас. Однако появившаяся медсестра очень строго сказала: «Не больше двух ложек и чуть-чуть чая, им сейчас больше нельзя! Вы сможете прийти потом попозже».

Мы ушли, совершенно потрясённые увиденным. Соседи из наших трёх домов тоже ходили и кормили спасённых ленинградцев, пока их не распределили по палатам. Разве это можно забыть?»[1].

Война окончилась, но труд врачей не сразу вошел в мирную колею. Лишь пять лет спустя после войны многие рыбинские врачи получили государственные награды. Так, в июне 1951 года Президиум Верховного Совета СССР за выслугу лет и безупречную работу наградил орденами и медалями медицинских работников Рыбинска. Орден Ленина вручили ординатору больницы имени Пирогова Петру Васильевичу Преображенскому, старшей медицинской сестре больницы Марии Николаевне Серовой. Орденом «Знак Почета» была отмечена работа фельдшера больницы Александры Павловны Городинской, главного врача Софии Ивановны Лобановой и врача объединения Николая Константиновича Шипова. Медали «За трудовую доблесть» удостоили медицинских сестер Нину Константиновну Иванову и Лидию Дмитриевну Навротскую. Помимо этого медаль «За трудовое отличие» была вручена медицинским сестрам объединения Капитолине Федоровне Горшечниковой, Елизавете Павловне Захаровой, Екатерина Алексеевне Мельниковой и старшей медицинской сестре Елизавете Васильевне Шугуровой.

Также в июне 1951 года главному врачу больницы имени Пирогова Софии Ивановне Лобановой указом Президиума Верховного Совета РСФСР за выдающиеся заслуги в области народного здравоохранения присвоено почетное звание Заслуженного врача РСФСР[3]. Коллега Софьи Ивановны Фаина Михайловна Мельникова, заведующая терапевтическим отделением больницы им. Пирогова, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1951 года за выслугу лет и безупречную работу была награждена орденом «Знак почета».




[1] «Рыбинская среда», 2007 г., № 88. [2] «Щербаковская правда», 1951, 5 июня. [3] «Щербаковская правда». 1951, 6 июня. [4] «Щербаковская правда». 1951, 13 ноября.

154 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Пост: Blog2_Post
bottom of page